Наиболее распространённые методы знахарства и народной медицины на Руси
   


Введение
• Глава 1 •
Глава 2
Глава 3
Глава 4
Заключение
Библиография
Приложение


Глава 1. Знахарство.

§1. Кто такие знахари?
§2. Здоровье и болезни.
§3. Методы и приёмы знахарей.
Глава 1. Итоги.



Врач должен обладать взглядом сокола,
руками девушки, мудростью змеи и сердцем льва.
Авиценна


§1. Кто такие знахари?
   о многих записях русских и иноземных исследователей и летописцев упоминаются древнерусские знахари и их деяния. Так арабский путешественник Ибн Русте писал в своем труде: "Есть у них знахари, власть которых распространяется и на царей", имея в виду народных целителей Древней Руси, иных указаний которых боялись ослушаться даже правители. Также на страницах персидского сочинения «Пределы мира», написанного неизвестным автором в IX веке, говорится, что «Знахари у них в почёте». У них – то есть у «русов» - наших предков.
Кто же такие были знахари и почему древние славяне так почитали и боялись их? Данный параграф моего диплома посвящен ответам на эти вопросы.

    Естественно, для начала следует определить – что такое знахарство, с чем его едят и откуда оно повелось?
Сперва обратимся к полке с толстыми умными книгами и маггловскими энциклопедиями - в большинстве из них данное понятие определяется следующим образом:
«Знахарство - известные с глубокой древности у всех народов примитивные способы лечения, обычно сопровождавшиеся различными ритуалами.»
Впрочем, это распространенное, но далеко не единственное определение этого понятия. Пролистав еще с десяток томов специальной и не очень литературы, я обнаружила и другие - например:
«Знахарство – магическое врачевание.»
«Знахарство - магия исцеления»
(Морок А.К., Разумовская М.М.)
«Знахарство — вид донаучного врачевания, в основе которого лежит лечебная магия с использованием психотерапии.» (И.Н.Гopбaч)
«Знахарство – древняя форма народной медицины; врачевание, использующее наряду с рациональными методами магические, колдовские приемы, заговоры и т.п.»(Словарь Ефремовой)
Исходя из всех этих опреределений, следует отметить, что все трактовки сводятся к тому, что знахарство – это древние методы лечения болезней и недугов с применением магии. Такова суть этого термина - что и требовалось узнать.

    Теперь с целью более обширного исследования обратимся к истокам врачевания. С помощью хроноворота переместимся во времени в Древнюю Русь на порог знахарской избы и внимательно осмотримся. Это добротный бревенчатый сруб с резными коньками на крыше и ставнями на широких окнах, с просторными сенями, играющими роль "коридора" между улицей и непосредственно избой. Замка на дверях нет, они открываются легко и свободно, чтобы всякий мог войти в знахарский дом и обратиться к нему за помощью. Внутри дома очень светло и царит чистота, деревянные полы выскоблены добела. Половину помещения занимает печь, опрятно обмазанная глиной - на печи уютно пыхтит пара не то горшочков с кашей, не то котелков со снадобьями. Стены плотно увешаны сушёными травами, смешанный запах которых пропитал всё насквозь в этом доме. Никаких сушёных змей, крысиных хвостов, человечьих ногтей и прочей гадости из слухов и легенд суеверного люда. В углу стоит большой сундук - в нём бережно хранятся старинные рукописные книги и свитки с целебными заговорами, рецептами и другими лекарскими премудростями.

    Издревле драгоценные секреты знахарского ремесла были доступны не всякому человеку. Тех избранных, кому выпадала честь быть посвящённым во все тонкости этого непростого искусства, называли знахарями – то есть «знающими людьми», хранителями тайных знаний. Знахарь – это человек, который с помощью магии и тайных знаний исцеляет недуги людей и зверей. Они отличались от лекарей тем, что среди их целительских приёмов важную роль играли магические действия и ритуалы. Они знали тайны природы, умели договориться со злыми духами, понимали сущность вещей и умели применять свои знания – причем иной раз не только во благо, но и во вред. Считалось, что знахарь может не только снять порчу или излечить от недуга, но и наоборот - наслать на человека хворь или сглаз. Кроме того, знахари обладали рядом других возможностей – находить пропажи, пророчествовать, привораживать, предохранять от порчи и сглаза и снимать их (или наоборот, накладывать!), влиять на удачу и на урожай, уничтожать вредителей (мышей, насекомых) и даже – беседовать с мертвыми. За это их почитали и боялись. Знахарям были на руку народные представления, поскольку это делало их в глазах людей всесильными и вызывало не только почтение и страх, но и приносило пользу. Пациенты заведомо поддавались «чарам», основанным на вере в могущество знахаря – это помогало при лечении. Этакая своеобразная старинная психотерапия. Несмотря на все суеверия и слухи, знахарям доверяли и шли к ним с любыми хворями и болячками. Конечно, прежде чем идти к целителю, люди пытались справиться с недугом самостоятельно, бытовыми способами, а если не удавалось - то значит серьезная хворь засела, злой дух завелся, значит лишь знающему человеку под силу с нею справиться. И тогда обращались к знахарю. Знахарям, окружённым ореолом таинственности и разнообразных слухов, в народе верили значительно больше, нежели иноземным мудрым врачам, которых приглашали цари, не доверявшие народным целителям.

    Знахари обычно рождаются с даром целительства - чаще женщины, реже мужчины. Считалось, что знахарское искусство наиболее подвластно женщинам (особенно одиноким), либо холостым мужчинам. И всё-таки недостаточно родиться с целительским даром, чтобы стать знахарем. Дело в том, что знахарство - такое ремесло, для которого недостаточно врождённых способностей, ему нужно обучаться - долго и терпеливо. Но для этого не существует специализированных магических школ - знахарское искусство по древней традиции передаётся из поколения в поколение, от опытных знахарей молодым целителям, часто - по семейной линии. Эти знания собирались по крупицам, накапливались и бережно хранились веками, будучи доступны не всякому, а лишь избранным. Согласно поверьям, раскрывший тайны постороннему лишался волшебной силы. Поэтому тайные знания передавались только посвящённым, а самые сокровенные тайны - лишь перед смертью их обладателя.

    Хотя научная медицина в своем развитии достигла больших успехов, уважения и признания у магглов, а фигура знахаря к сегодняшнему дню значительно померкла - она все-таки не потеряла народного уважения. Знахари не перевелись и сегодня, хотя по-настоящему талантливых, прирождённых целителей можно пересчитать по пальцам и они просто теряются во всей этой разношёрстной толпе шарлатанов и бездарных лекарей-недоучек. Нет, конечно, настоящему таланту затеряться довольно трудно - это всё равно что алмаз в горстке стекла - не заметить сложно. Просто настоящие знахари в отличие от шарлатанов не рекламируют своих умений, не кричат об этом на каждом углу и вообще не любят себя афишировать. Им это просто не надо - люди обращаются к ним и без этого. Такими знахарями движут самые чистые помыслы - помощи, милосердия и сострадания. Чаще всего они живут среди магглов и помогают им, поскольку маггловская медицина значительно слабее колдомедицины, недоступной обычным людям. А значит магглы больше нуждаются в знахарских чудесах.

Итак, мы получили ответы на поставленные в начале главы вопросы: выяснили что такое знахарство, кто такие знахари и чем они занимаются. Однако, полученные ответы приводят нас к новым вопросам - чем же конкретно занимается знахарство? Борьбой с какими недугами и болезнями? А что такое болезнь вообще и в глазах знахаря в частности? На эти вопросы я постараюсь ответить во втором параграфе данной главы.



   
Человек должен знать, как помочь себе самому в болезни,
имея в виду, что здоровье есть высочайшее богатство человека.
Гиппократ


§2. Здоровье и болезни.
   доровье – это естественное состояние живого организма, его гармония с самим собой и с природой. Понятие очень обширное и размытое, поэтому дать конкретное определение весьма затруднительно. В понятие здоровья входит не только физическое благополучие существа, но и психологическое.
По сути абсолютно здоровых существ не бывает ибо непременно отыскивается какая-либо хворь или недуг – приобретённый или данный природой с рождения.

    Среди знахарей бытует древняя истина, заключающаяся в том, что болезнь, как и весь окружающий мир, воспринималась как одушевленное существо, с которым можно разговаривать, к которому можно обратиться с просьбой отступить или приказом выйти вон, которое можно спросить и даже получить ответ. То есть болезнь с точки зрения знахарского искусства – это всегда результат действия, порождение демонов болезней, злых колдунов и нечистой силы.

    Демоны болезней в русских народных традициях представляются человекоподобными – причем чаще всего в женском обличье, хотя бывает, что и в мужском или в неопределенном. Иногда - в зверином, причём чаще в их виде выступают, так называемые, гады - змеи, лягушки, каракатицы и прочая нелицеприятная живность. В общем-то этих демонов представляют себе по-разному и они могут быть кем угодно – птицей, кошкой, мышкой, мухой и даже чем-то вовсе неодушевленным вроде ветра или дыма. Образ демона болезни напрямую зависит от того, какой недуг он олицетворяет. Болезнь может прийти к человеку в облике женщины в одеянии белого, красного или черного цвета, или в виде красивой девушки с длинными волосами, или в облике уродливой старухи с длинными руками, оскаленными зубами и огненными глазами, возможны также вариации с крыльями, лохматостью и прочими "красивостями". Например, оспа представлялась в виде безобразной женщины с ядовитым языком и пузырями вместо глаз; а холера - как уродливая женщина, летавшая по воздуху и рассыпавшая свои ядовитые семена в источники.
Иногда одна болезнь представляется в виде нескольких демонов сразу - двух, трех, семерых, двенадцати и так далее. Также болезни могут иметь родственные связи между собой - например, быть сёстрами.

    По славянским поверьям, болезни обитают на самом краю света - там, где земля сходится с небом, за морем и около водоёмов - на болотах, в прудах, в колодцах и так далее (славяне считали, что вода - вместилище нечистой силы), в пустынных местах, тенистых оврагах, темных лесах и колючих кустарниках.
Считалось, что демоны болезней шатаются по белому свету, странствуют по сёлам или подстерегают людей в местах обитания. Причём славяне верили, что болезнь сама не может войти в село - она останавливается на его окраине, поджидает какого-нибудь человека и "седлает" его, проникая в село верхом. А потом болезнь принимается ходить по его улицам и творить всяческие безобразия: помечать дома красными или чёрными буквами, окликать людей по именам: кто откликнется, тот заболевает, садиться на людей, душить их, целовать или жалить, дышать на них отравленных дыханием. В общем делать всё, чтобы человек заболел.

    При лечении знахарь прежде всего ищет корни болезни - ведь не зная первопричины невозможно справиться с последствиями. Знахари воспринимали все заболевания и травмы как реакцию на конфликт языческих богов, вызванную изменением силы влияния одного из них. Причинами болезни нередко всего воспринимались такие как наказание человека за нарушение каких-либо запретов, например, проникновение его в местообитание духов той или иной болезни, называние болезни по имени, причинение вреда деревьям или животным. Либо непосредственное взаимодействие с животными, воспринимающимися в качестве духов болезней - например, укус змеи, прикосновение к лягушке, попадание в пищу кошачьего волоса и так далее. Также считалось, что болезнь может исходить и от некоторых природных явлений: солнца, луны, ветра, тумана и других.

    Маггловский медик, профессор Н.А.Богоявленский - известный исследователь медицины Древней Руси, автор фундаментального труда "Древнерусское врачевание в XI-XVII вв." (1960 г.) - перечислил ряд известных в Древней Руси болезней, их форм и признаков: лихия болести, лихоманка (лихорадка), корчи, корчение (хорея, тик), трясновение и падучая немощь (эпилепсия), ничание долу (дрожательный паралич), потрясиха (ревматизм тельный), бешенство и исступление ума (различные формы психозов), камчуг (артриты, подагра), трасьца (малярия), огневица, огонь (тифы), прокажение и облива (проказа и банальные формы кожных заболеваний), ушибиха (падучая болезнь), мор хракотный (легочная чума), златяница (желтуха), почечуй (геморрой), весница (цинга), жабная болезнь (стенокардия), вдуша (астма), свербеж (чесотка).

   Например, лихорадок-трясовиц представляли в виде двенадцати безобразных женщин, дочерей Ирода, насылавших на людей различные болезни. В некоторых заговорах подчеркивается их связь с нечистой силой, а также названы их имена: Тресея, Огнея, Ледея, Глядея, Грудица, Гнется, Ломея, Пухлея, Желтея, Невея, Глухея, Коркуша. Они отражают их "функции" соответственно: вызывание у людей глухоты, напускание отёка или внутреннего жара. То есть названия лихорадок обозначают те муки, которые каждая из них причиняет больному. Обитают лихорадки в реках и болотах, нередко летают по воздуху и нападают на тех, кто попадается на пути. В полете они целуют избранных жертв и от прикосновения их уст человек тут же заболевает. О том, кому болезнь поцелуем отметит губы, говорят: "Его поцеловала лихоманка" (Имеется в виду Герпес).

    О многих других болезнях также имеются определенные поверья и представления, но рассматривать их в данном дипломе более подробно не имеет смысла. Гораздо важнее рассмотреть их со стороны знахарства - какими методами боролись и продолжают бороться с самыми различными недугами, одолевающими людей.

   


Всеисцеляющего средства не существует.
Бомарше Пьер Огюстен


§3. Методы и приёмы знахарей.
    сходя из вышесказанного, можно понять, почему наиболее действенными методами лечения недугов издревле считались заговоры, особые заклинания, сложные ритуалы, обереги и прочие магические воздействия, символизирующие изгнание или уничтожение болезни. Они производятся над больным человеком, над его частицами (например, кровью или волосами) или над вещами, которые олицетворяются с носителями болезни (например, одежда больного, или нож, которым человек порезался, или записка с названием болезни). Весьма распространёнными среди знахарей приёмами избавления больного от болезни были таковые, как ее сожжение (например окуривание больного), смывание (пример: купание больного), выбрасывание (к примеру, вещи больного выносят за границы села), ее передача кому-либо (например, скармливание животному), закапывание в землю (то есть вырывали яму и закапывали туда вещи-носители болезни). Также распространена была борьба с тяжкой болезнью через смену имени больного – считалось, что таким образом можно обмануть злого духа и тогда болезнь отступит.

   С древних времен человечество задумывалось о проблемах здоровья и вырабатывало способы борьбы с болезнями. Аптекой для наших предков стала природа, а учителем - наблюдение и опыт. Именно поэтому знахарство представлено столь многочисленными и разнообразными средствами и приёмами, прошедшими испытание не одним поколением в течение многих лет и веков. Часть методов, конечно, не прошла "естественного отбора", зато до наших дней дошли самые действенные и проверенные.

   Знахарские методики - это целый отдельный пласт традиционной культуры, называемый народной медициной. Знахари использовали для лечения болезней самые разнообразные методы – траволечение, заговоры, обереги, лечение баней, серебром, мёдом, водой и многое другое, с успехом используя всё, что предоставляет щедрая матушка-природа. Но всё-таки основными средствами были травы и заговоры - именно поэтому им в моём дипломе отведено по целой главе, в то время, как остальные рассматриваются не столь подробно.

    Русь всегда была богата целебными травами - именно поэтому среди русских знахарей было столь широко распространено траволечение. Из трав они изготавливали самые разнообразные лечебные снадобья – порошки, мази, микстуры, растворы, настои и так далее. Знахарей-травников в народе прозвали «зелейщиками» или «Зелейниками» (от слова «зелье»).

   Очень важную роль в лечении играли слова заговоров, произнесение которых обставлялось как особый ритуал. Заговоры обычно шептались, слова не проговаривались чётко, а знахарь при этом совершал различные таинственные, символические действия – делал пассы руками, чтобы «удержать силу слов», обращался к предметам, упоминаемым в заговоре. Всё это придавало соответствующую атмосферу и действовало наилучшим образом – как внушение.

   Также знахари изготавливали обереги и талисманы, защищавшие людей и их территорию от болезней, всяческих напастей и негативных воздействий.

   Из менее распространённых, но не менее действенных, были методы лечения серебром, продуктами пчеловодства - такими, как мёд, воск, прополис и другие, лечение с помощью бани и даже с помощью навоза.

   Следует отметить, что у большинства знахарей была своя "специализация" - то есть ряд предпочтительных методов. Например, один предпочитал в лечении в основном травы и заговоры, а другой - траво-, мёдо- и водолечение.

   Многие из перечисленных методов будут рассмотрены далее - более подробно. Выборка методов для такого рассмотрения основана на многочисленных исторических свидетельствах, упоминаниях в литературе и общей их известности и популярности.

    В заключение главы из всего вышесказанного следует очевидный вывод, что знахарство - весьма обширная сфера знаний, затрагивающая весь окружающий мир живой природы от камней до животного мира.

   


Глава 1. Итог.


   Итак, вкратце: в данной главе был проведен анализ понятий "знахарство" и "знахарь", исследованы особенности знахарского ремесла, а также обзорно рассмотрены традиционные приёмы и методы знахарей древней Руси. Из всей этой обширной информации можно вывести следующие основные тезисы:
    1. Знахарство - это древние методы лечения болезней и недугов с применением магии.
    2. Знахарь – это человек, который с помощью магии и тайных знаний исцеляет недуги людей и зверей. знахарь – это человек, который обладает «знанием», которое использует для лечения людей и скота.
    3. Знахарство - такое ремесло, для которого недостаточно врождённых способностей, ему нужно обучаться - долго и терпеливо: опытный знахарь обучает начинающего целителя, делясь с ним своим опытом.
    4. Болезнь воспринимается знахарями как одушевленное существо, демон болезни, с которым можно договориться или изгнать его, уничтожить.
    5. Знахарь всегда ищет корни болезни, прежде чем приступить к лечению, поскольку не зная первопричины невозможно справиться с последствиями.
    6. Для лечения болезней использовали самые разнообразные методы – траволечение, заговоры, обереги, лечение баней, серебром, мёдом, водой и многое другое, с успехом используя всё, что предоставляет щедрая матушка-природа.
    7. Знахарство - весьма обширная сфера знаний, затрагивающая весь окружающий мир живой природы от камней до животного мира.

Далее




   




Используются технологии uCoz