§1. Травничество, зелейничество и траволечение.
§2. Общие сведения о лекарственных растениях.
Глава 3. Итог.
Лечит болезнь врач, но излечивает природа.
Гиппократ
§1. Травничество и траволечение.
течение долгих веков человеческий организм приспосабливался к сложным природным сочетаниям веществ, содержащихся в растениях, служивших основной пищей нашим древним предкам. Отсюда возникла согласованная и непрерывная связь человека с окружающим его зеленым царством: наши предки жили в тесном взаимодействии с природой, знаючи и умеючи пользуясь ее дарами. Например, каждый из нас наверняка замечал, что захворавшее животное всегда знает, какую травку ему пожевать, какой корешок сгрызть, чтобы полегчало, - всё это на инстинктивном уровне. С развитием человечества, большинство людей практически утратили инстинктивную связь с природой, заменив ее на научные методы взаимодействия с окружающим миром - наблюдение, химический и биологический анализы, собственный опыт, научные энциклопедии и прочее. Лишь немногие из людей сегодня имеют тесную связь с природой, обладают достаточным багажом знаний о ней и умеют его использовать. В основном это представители магического мира - травники и знахари, но таковых сейчас совсем мало - в общем-то, как говорится, по пальцам пересчитать можно. Даже рядовые колдомедики сегодня предпочитают науку природным дарам.
Можно сказать, что травничество - это искусство, которое лежит на стыке между современной фитотерапией и древним знахарством. Травничество подразумевает "власть" над растительным миром - умение "общаться", "договариваться" с ним и призывать его на помощь, способность находить необходимые растения и использовать все доступные их магические и лечебные качества в собственных целях. В большинстве случаев эти цели сводятся к лечению больных.
На протяжении тысячелетий люди собирали и накапливали знания о целебных свойствах трав и растений, находя для них широкое применение не только в знахарской науке, но и в общечеловеческом плане. Траволечение, пожалуй, один из самых древнейших методов воздействия на организмы живых существ - издревле считалось, что в травах таится могучая сила, приходящая к ним из земли. Еще К. А. Тимирязев утверждал, что от зеленого листа берут начало все проявления жизни на Земле. Именно растения дали человеку все необходимое для жизни — пищу, одежду, лекарство, жилье, атмосферу.
Как было сказано выше, траволечение - один из древнейших знахарских методов борьбы с недугами. Однако для применения этого метода мало знать мир трав и уметь их собирать - не слишком часто травы применяются в чистом виде. Чаще из них изготавливают разнообразные снадобья, с помощью которых пациент может лечиться самостоятельно (по совету знахаря), либо знахарь мог лечить его с применением этих волшебных средств сам, порой дополняя их действие заговорами и прочими ритуалами. В качестве таких снадобий выступают травяные чаи и сборы, водные настои, отвары, экстракты, соки, спиртовые настойки, порошки и мази - в общем, переводят в одну из лекарственных форм по определенным рецептам. (Чуть подробнее о лекарственных формах из трав и растений и их особенностях можно прочитать в приложении к диплому выпускницы Рейвенкло - Сашулечки). Эта наука, основанная на глубоком знании растительного мира и человеческого организма, на умении готовить лечебные отвары, настойки и снадобья, грамотно используя и сочетая свойства трав, называется зелейничеством. А специалистов в этой области называли зелейниками (от слова "зелье" - "трава", "лекарство из трав"). В отличие от простого травника, зелейник более приближен к магии и знахарству, в его ремесле используется не только магия трав, но и магия слова - то есть заговоры и заклинания, а также основы алхимии и зельеварения. Зелейничество, как и травничество - одно из составляющих знахарства. Всякий знахарь отчасти зелейник - что в очередной раз показывает, насколько обширна сфера знаний знахаря.
На Руси траволечение имело довольно широкое распространение: почти в каждом селе была собственная травница (травник), зелейница (зелейник) или знахарка (знахарь), к которым обращались за помощью в борьбе с недугами или бытовыми напастями. История траволечения на Руси весьма интересна и насыщенна, но ее осветил в своей дипломной работе выпускник факультета Хаффлпафф - Грифон, так что, во избежание повторения, я не стану на этом останавливаться в своем дипломе. А обращусь непосредственно к объектам травничества - лекарственным травам, чему и будет посвящен второй параграф данной главы.
Лечит мята невралгию,
Свёкла - гипертонию,
Земляника гонит соль,
А шалфей - зубную боль.
Арбуз кушай при нефрите,
А бруснику - при артрите,
Чтобы больше было сил,
Не забудь про девясил.
Клюква вылечит цистит,
Редька - кашель и бронхит,
Головную боль - калина,
А простуду - чай с малиной.
(с) Ирина Серикова
§2. Общие сведения о лекарственных растениях
основном в знахарстве применяются разнообразные лекарственные травы (полынь, крапива, подорожник и др.), коренья, овощи (лук, чеснок, репа, морковь и пр.) злаки, элементы деревьев (листья березы, кора ясеня, березовый сок и т.д.), грибы и другие растения и вещества, щедро предлагаемые нам природой. Этот раздел знахарства весьма трудоёмок и требует глубокого изучения, но в то же время он является одним из самых важных, поскольку траволечение - одна наиболее эффективных методик при правильном применении. Именно поэтому знахари в течение всей своей жизни терпеливо изучают растительный мир, находя полезное применение самым разным травам и дарам природы. Несмотря на то, что сегодня экология нашей планеты оставляет желать лучшего и это отнюдь не положительно сказывается на свойствах и качествах растений и здоровье людей, но всё-таки многие лекарственные травы дожили до наших дней почти в первобытном целительном виде.
Поиск и изучение лекарственных трав и растений издревле основывался на законе подобия. Наши предки верили, что исцеление болезни можно найти там же, где она «прицепилась». К примеру, наши предки приметили, что растущая у воды ива дает хорошее лекарственое средство от ревматизма — недуга, зачастую связанного с долгим пребыванием человека в условиях влажности. Таким образом, закон подобия связывал магической связью причину болезни и лекарство от нее. Магические представления древней медицины проявлялись и в том, что растения цветом или строением сходные с внешними проявлениями недуга (или частью человеческого тела, пораженного хворью) применялись в качестве лекарств от этого недуга. Соответственно, «подобное лечили подобным»: кровотечения — красной глиной или растениями с красными цветами; желтуху — желтым соком чистотела, желтыми перьями птиц и даже желтым брюхом щуки; камни из желчного пузыря изгоняли с помощью травы, растущей на камнях («ломающей камни»); а растениями, с виду напоминавшими строение челюсти и зубов, лечили зубные болезни.
Каждый народ, в зависимости от географических условий и климата использует какие-то свои, определенные лекарственные растения - славяне не исключение. В русской народной медицине по сей день большей популярностью пользуются родные, знакомые травы и растения, испокон веков произрастающие на славянской территории; нежели менее привычные растения, когда-то завезенные из других земель. Ведь всякому человеку ближе растения привычного ему края и именно они оказывают на его организм наиболее целебное действие. Как говорится, "в родном доме и стены помогают". Человеческий организм привыкает, приспосабливается к месту обитания - к воздуху, к климату, к ландшафту и, конечно, к окружающим его растениям. Именно поэтому при траволечении лучше отдавать предпочтение травам своего края, как бы ни рекламировали "чудеса заморские".
Славяне приписывали магические свойства многим растениям, в том числе, казалось бы, самым обычным — например, моркови, редису, репе, луку, вербене, зверобою и многим другим. Мы постоянно сталкиваемся с ними в быту - употребляем в пищу или добавляем в чай, порой даже не задумываясь об их лекарственных свойствах. Впрочем, травники верят, что для того, чтобы овощи и травы проявили свои чудодейственные свойства в полной мере, необходимо соблюдать определенные правила, благодаря которым церемония сбора нередко превращается в целый ритуал.
Отправляясь собирать травы, прежде всего, следует встать в лесу и поклониться на четыре стороны, попросить у природы прощения и дозволения собирать травы. Также обязательно следует испросить у срываемого растения сил и здоровья, а также непосредственно у него - разрешения сорвать его. Эта традиция основана на том, что наши предки одушевляли окружающий мир, в том числе и растения. Именно поэтому нужно испросить у растения прощения за то, что собираешься его сорвать, и, естественно, разрешения на это. Кроме того, травнику нужно как бы уговорить растение помочь, пробудить в нем магические и лекарственные свойства. При этом принято говорить: "от земли трава, от Бога лекарства, Срываю эту траву для лечения, для исцеления.", чтобы убедить, что не по прихоти срываешь, а по нужде. Чтобы услышать ответ, травы следует собирать молча, произнося заговоры и приговоры "про себя". Растения чувствуют энергетику и согласно некоторым поверьям умеют читать мысли - а значит, могут ответить на энергетическом уровне. Нужно прислушиваться к своим ощущениям, чтобы понять - стоит ли срывать траву. Собрав травы, следует поблагодарить лес или луг за щедрость.
Кроме этого, для многих растений существуют определенные "личные" правила. Так, например, морковь, редис и репу следует вынимать из земли двумя руками, параллельно разговаривая с ними, рассказывая какие они полезные, восхваляя их. А вербену положено вынимать из земли левой рукой, чтобы сердце быстрее ее почувствовало, а затем надо поднять ее высоко в воздух, чтобы растение «увидело звезды». К тому же следует не забыть «заплатить» земле за «священную траву» вербену, которой издревле приписывали не только излечение от всех болезней, но и исполнение желаний. Так что в знак благодарности туда, где вербена росла, зарывали в землю соты с медом. Зверобой считается не только ценным лекарством, но и волшебным средством, рассеивающим колдовские чары. Это растение принято собирать в ночь на Ивана Купалу, а утром следует сплести из него венок и в нем плясать у костра весь вечер. Славяне верили, что такой несложный ритуал на целый год обеспечивает охрану от порчи, а значит — и от всех болезней.
В русском народном фольклоре существует множество мифов и легенд, посвящённых целебным растениям и их появлению. Одна из легенд рассказывает о Вакхе - падчерице водяной царицы Волховы, которая превратилась в русалку. Однажды вечером она нарушила запрет мачехи и вышла из подводного царства на прогулку среди людей. Прознав про это, царица запретила ей возвращаться под воду, оставив на берегу «нести вахту» у входа в подводное царство - то есть предупреждать путников о топких болотистых местах. Долго горевала и безутешно плакала Вакха и постепенно превратилась в красивое растение, исцеляющее от многих болезней - ноги ее стали корнями, руки превратились в листочки, а голова - в бело-розовый цветок. А от пролитых слёз растение стало горьким. От имени ее и "вахтенной" судьбы возникло название растения - вахта трёхлистная. Также его именовали цветком луны из-за того, что его цветки не закрываются ночью.
О Волхове также напоминает другое русское предание: она любила молодого купца по имени Садко, а он любил любимицу полей и лесов - девушку Любаву. Немало горьких слез по нему пролила царица: и когда те падали на землю, то превращались в ароматные серебристые цветы — ландыши — символ чистоты, любви, грусти.
А вот пример несколько другой легенды - она скорее всего возникла уже в период христианства:
"Бог начертал на земле образ человека и приставил к нему собаку стражем. Приходит к собаке черт и, искушая ее, говорит: "Ты оставь, собака, свою стражу, ты сейчас ничем не прикрыта, а я тебе за это дам шубу". Собака поколебалась и отошла от начертанного Богом образа человека. Тогда черт схватил копье и нанес им начертанному человеку семьдесят ран; Господь увидел это и сотворил против этих ран семьдесят целебных трав".
Травники в каждом растении находили целебные и магические свойства, всякое растение считали полезным. Есть в народе "наглядная" старинная легенда об этом: однажды знахарь отправил своего ученика в лес наказав отыскать там хоть одну "ненужную" травинку. Долго-долго искал ученик истинно сорняковую траву в том лесу, но в итоге вернулся к учителю с пустыми руками и ответствовал учителю, что "невозможно отыскать в мире ни одного бесполезного, пустячного растения, которое бы не приносило при ближайшем рассмотрении пользы человеку".
Знания о лекарственных и магических свойствах растений и опыт их применения были собраны в цветниках, травниках («вертоградах»), зелейниках и лечебниках, переписывавшихся вручную и пользовавшихся большой популярностью, несмотря на запрет христианской церкви. Причём ценные знания и практический опыт в них зачастую скрыт в различных поверьях, спрятан под иносказательной шелухой, но под всем этим хранятся полезные сведения, порой проверявшиеся на протяжении поколений. Впрочем, существовало два вида травников - простые и чародейские. В простых разобраться, в принципе, мог всякий, а вот в чародейском - лишь посвященный, поскольку в последних названия трав зашифровывались немыслимым образом.
В обычных травниках многие растения, считавшиеся лекарственными, назывались таким образом, что сразу было ясно от какой болезни оно помогает: успокойная трава, то есть синеголовник, порезник или поранник - он же подорожник, молодило (омолаживающее, оздоровляющее), вывишник - гравилат (помогал при вывихах), порплишник - вербена (применяется против порплицы, то есть струпьев на голове), выпадошная трава - бузульник (избавляет от выпадка — кожной сыпи), почечуйная трава - горец почечуйный (средство против почечуя— геморроя). Также русских травниках встречается немало желтушников, чистецов, грыжников, золотарников, порушников (которые используются для лечения порухи болезни желудка), причем одно название часто присваивалось нескольким разным растениям и травам, применявшимся против одной и той же болезни.
Травники (реже зелейники и знахари) собирали лекарственные растения и продавали их простым людям в зелейных рядах и лавках, а зелейники - продавали готовые лекарственные снадобья. В 1620 г. в Аптекарском приказе была учреждена "лаборатория", в которой изучали неизвестные травы, приобретенные у травников в зелейных лавках, а также следили за качеством продававшихся там же снадобий во избежание отравлений. Аптекарь Василий Шилов примерно тогда же написал одно из первых фармацевтических руководств - «Сказание о травах, в кое время лутшее пропущение вод из коейжды травы, кои на Руси растут знаемые травы». Хотя в общем-то редкий травник или зелейник, а уж тем более знахарь может позволить себе перепутать траву, переврать рецепт зелья или обмануть клиента, ведь вся их "профессия" строится именно на помощи людям.
Глава 3. Итоги.
В данной главе были рассмотрены такие подразделы знахарства, как травничество, зелейничество и траволечение. Вкратце упоминалась история поиска лекарственных растений и накопления знаний о них, а также лекарственные свойства и особенности названий некоторых из них. Из всего этого можно вывести следующие тезисы:
1. Травничество - это умение "общаться", "договариваться" с растительным миром и призывать его на помощь, способность находить необходимые растения и использовать все доступные их магические и лечебные качества в собственных целях.
2. Зелейничество - это искусство изготавливать лекарственные формы из трав и растений, основанное на глубоком знании растительного мира и человеческого организма.
3. Траволечение - один из древнейших знахарских методов борьбы с недугами, включающий в себя травничество и зелейничество.
4. Поиск и изучение лекарственных трав и растений издревле основывались на законе подобия, на вере, что исцеление болезни можно найти там же, где она «прицепилась».
5. Чтобы растения, овощи и травы проявили свои чудодейственные свойства в полной мере, необходимо соблюдать определенные правила, благодаря которым церемония сбора нередко превращается в целый ритуал.
6. Знания о лекарственных и магических свойствах растений и опыт их применения были собраны в цветниках, травниках («вертоградах»), зелейниках и лечебниках, переписывавшихся вручную и пользовавшихся большой популярностью, несмотря на запрет христианской церкви.
|