Наиболее распространённые методы знахарства и народной медицины на Руси
   


Введение
Глава 1
• Глава 2 •
Глава 3
Глава 4
Заключение
Библиография
Приложение


Глава 2. Кудесничество.

§1. Заговоры (история, общая характеристика)
§2. Знахарские (лечебные) заговоры
Глава 2. Итоги.




"Волхвы не боятся могучих владык,
А княжеский дар им не нужен:
Правдив и свободен их вещий язык
И с волей небесною дружен."

А.С.Пушкин


§1. Заговоры
   ак было сказано в первой главе - немногие из знахарских ритуалов обходились без заговоров. В первом параграфе данной главы моего диплома я рассмотрю что такое заговоры, какими они бывают, освещу их историю, а также прослежу историю их исследования.

    Итак, заговор - это определённая словесная формула c магическим значением, произносимая с целью какого-либо воздействия на окружающий мир или живых существ для достижения определенного результата. В народе заговоры называли по-разному: "слово", "шептание", "приговор", "наговор", "осторожка", "примолвление", "замолвление", "оберег" и тому подобное. А произносившего заговоры именовали кудесником, шептуном. Кудесничество в суеверных народных представлениях - это общение с добрыми и злыми духами с целью исполнения желаемого. Основным способом такого общения были именно заговоры, причём в большинстве своем они сопуствуют определенным ритуалам или специальным магическим действиям. Это имеет немалое значение: в какой обстановке, кто и каким образом произносит заговор. Как правило, заговоры шепчут, не проговаривая отчётливо слова, паралелльно совершая некие действия, несущие символический смысл: крестятся, чертят специальные знаки, обращаются к предметам, упоминаемым в тексте заговора и прочее. Эта традиция основывается на психологическом эффекте, который производится на пациента таким образом. Знахарь шепчет непонятные, неразличимые, таинственные слова, сопровождает их такими же непонятными, таинственными действиями, и естественная реакция больного при этом - суеверный страх и вера во всемогущество кудесника. К тому же, если знахарь вдруг станет громко и отчетливо декламировать заговоры и пояснять каждое своём действие, то вся таинственность развеется и подобного эффекта уже не будет. Кроме того, считается, что заговоры главным образом функционируют в устной форме, но иногда могут фиксироваться и письменно.

    Самые ранние сведения о заговорах встречаются в летописях, где упоминаются клятвы, произносившиеся в Х веке при заключении мирных договоров. Позднее чары, заговоры и бабы-чародейки встречаются в рукописях ХII-XV веков. Многочисленные тексты заговоров и свидетельства об их широком распространении сохранились в рукописных сборниках, летописях и особенно в судебных делах XII-XIII веков, поскольку в те времена кудесничество подвергалось жестоким гонениям со стороны христианской церкви. Однако, эти гонения не повлияли на популярность заговоров в народе. Рукописные сборники заговоров того времени, упоминаемые в судебных делах о чернокнижии и ведовстве как «волшебные, воровские письма», наиболее интересны для исследования, поскольку именно рукописи являются наиболее ценными источниками. Сборники заклинаний, представлявшие из себя довольно ёмкие публикации, были опублико­ваны П.Зенбицким (рукописный сборник заговоров 1688 года), Н.Виноградовым (сборники заговоров ХVIII-ХIХ веков, а именно сборники 1795 и 1818 годов), В.И. Срез­невским (сборник заговоров XVII века), Н.Н.Покровским (тет­радь заговоров 1734 года). Как правило, рукописные сборники заговоров и заклинаний представляют собой тет­радки небольшого формата в кожаной обложке, с затертыми листами из-за частого использования.

   Заговоры не потеряли популярности и в XIX-начале ХХ веков, о чём свидетельствуют этнографические работы и собрания фольклорных произведений того времени: такие сборники, как "Великорусские заклинания" (1869 г.), П.С.Ефименко "Материалы по этнографии русского населения Архангельской губернии" (1878 г.), Г.Попов "Русская народно-бытовая медицина" (1903 г.), Н.Виноградов "Заговоры, обереги, спасительные молитвы и пр.".

    В конце XIX - начале XX веков учёные под эгидой Русского Географического Общества приступили к исследованию кудесничества, знахарства и народной медицины, активному сбору текстов заговоров и изучению их волшебных свойств и действий. Примерно тогда же появились первые публикации об этих исследованиях. Например, в 1841 году была выпущена книга маггловского учёного Ивана Петровича Сахарова "Сказания русского народа", одна из частей которой называлась "Русское народное чернокнижие". Эту часть своего труда он посвятил вопросам, связанным со знахарством и кудесничеством. Автор полагал, что "все кудеснические заговоры есть совершенный вздор, созданный для обольщения народа" - тем не менее, его работа является немалым вкладом в знахарскую науку.

    Продолжили дело Сахарова по изучению заговорных традиций В.И.Даль - "О повериях, суевериях русского народа", Ф.И.Буслаев - "Исторические очерки русской народной словесности" и А.Н.Афанасьев "Поэтические воззрения славян на природу". В своих трудах, ставших основой научного иучения заговоров, они затронули проблемы происхождения заговоров, их историю и развитие. Исследование заговоров было продолжено А.Н.Веселовским ("Разыскания в области русского духовного стиха") и А.А.Потебни. Последний в своей работе "Объяснение малорусских и сродных песен" трактовал заговор как " словесное изображение пожелания через сравнение".

    Большой вклад в изучение заговоров внесла монография Н.Ф.Познанского "Заговоры. Опыт исследования происхождения и развития заговорных формул". В его труде фактически подведены итоги исследований учёных в области заговорных традиций в самых различных аспектах от истории возникновения заговора до изучения его как фольклорного жанра славянской культуры. Исследования в этой сфере проводились также известным поэтом Александром Блоком, обратившим в своей работе "Поэзия заговоров и заклинаний" внимание на лиричность и поэтичноcть заговорных форм. Увы, великий русский поэт был магглом и поэтому не связал поэтичность с магической силой заговоров.

    После 1917 года изучению и собиранию заговоров в России стали уделять значительно меньше внимания, чем прежде. На конференции в 1936 г. В.П.Петров прочитал обзорный доклад о заговорах, который, к сожалению, был опубликован не сразу. Во времена Советского Союза исследованиям заговорных форм и традиций были посвящены работы А.М.Астаховой, П.Г.Богатырева, Н.И.Савушкиной, З.И.Власовой, В.Н.Топорова и многие другие. Впрочем, в трудах этих маггловских ученых особое внимание уделяется изучению поэтики заговора, его структуры, композиции, образов. То есть заговоры рассматриваются с исторической и литературных точек зрения, а магические его свойства не изучаются. Это объясняется тем, что в то время среди магглов очень немногие верили в чародейскую силу вообще и действенность заговоров в частности.

    Довольно подробную классификацию персонажей и образов, встречающихся в заговорах, представила в своей статье "Типологическая и лингвистическая интерпретация некоторых элементов заговоров" О.А.Черепанова.
Каждый образ в заговоре употребляется со строго определенной магической целью. Исходя из этого, все образы делятся на два типа:
  • персонажи, избавляющие от бед, болезней и зла, которые встречаются в, так называемых, белых заговорах;

  • образы, причиняющие зло, - они используются в, так называемых, "черных" заговорах.


  •    Приведу несколько примеров традиционных образов, употребляющихся в "белых" заговорах. Одним из таковых является камень или камень-Алатырь. Дело в том, что язычники почитали камни, наделяя их магическими, сверхъестественными свойствами. Славяне считали, что камень заключает в себе немалую силу и дарует ее тем, кто к нему прикасается. Кроме того, согласно некоторым поверьям, с камнем связано происхождение человека. Камень Алатырь или "бел-горюч камень" - самый главный славянский камень, отец всех камней. Образы камня используются в заговорах как упоминание чего-то очень крепкого и нерушимого, чаще всего встречается в заговорах-оберегах, где используется с целью укрепления здоровья или увелечения силы (у воинов). Пример: «А будет мое тело крепче камня, тверже булату, платье и колпак крепче панциря и кольчуги».
       Также традиционными в славянских заговорах являются образы матери-сырой земли и «родной матери», в некоторых христианизированных заговорах они подменяются образами Богородицы либо Божьей Матери. Однако, все эти образы употребляются в заговорах примерно с единой целью - целью заступничества, покровительства. Пример такого заговора:
    "За престолом сидит Матушка Пресвятая Богородица,
    Она сидит со златым крестом,
    заступает и помогает 12 скорби и болезни"


       Следует подчеркнуть, что один образ в разных заговорах употребляется с одной целью, либо с разными, но схожими по смыслу. Как например - образ камня может использоваться с целью укрепить тело воина, а может - с целью закрепить слова заговора. Однако, общий смысл остаётся единым - камень символизирует нечто крепкое.

        Заговоры последнего типа я в своём дипломе рассматривать не буду - это злокозненные заговоры, приносящие вред. Зато "белые", то есть полезные заговоры - обязательно, поскольку именно они играют большую роль в знахарстве. Такие заговоры делятся по цели своей на
      1) лечебные;
      2) хозяйственные;
      3) любовные;
      4) промысловые;
      5) ситуативные заговоры.

        Соответственно, лечебные - это те, действие которых направлено на излечение (заговоры от сглаза, от лихорадки, от зубной боли). Хозяйственные, что вполне логично - использующиеся в хозяйстве (то есть связанные с земледелием, скотоводством и т.п.). Какие заговоры относят к третьему типу также очевидно из его названия - любовные. К промысловым относятся, так сказать, "специфические" заговоры - пастушеские, охотничьи, пчеловодческие и прочие, связанные с некой сферой, родом деятельности. Ну, и последние - ситуативные - используются в определенных ситуациях (например, при поиске клада, при отправлении в путь, при сборе целебных трав).

        Повторюсь, заклинателями, произносящими заговоры, выступают знахари (знахарки) и кудесники (кудесницы). Заклинатели обращаются к природе с просьбой поведать ее тайны и получают некое подобие власти над ней. Подобное обращение отдаленно схоже с молитвой, но это не одно и тоже. Заклинатель всю свою силу сосредотачивает на желании, на том, чего он хочет достичь, как бы становится воплощением воли. Заговор должен произносить сильный духом и волей человек, иначе заклятие теряет свою силу и действие. Особенно это важно при произнесении лечебных заговоров - знахарь должен быть здоров, иначе заговор не подействует на больного.

        Кудесники и знахари используют одни и те же заговоры, не существует разделения на кудеснические и знахарские заговоры. Ведь любой знахарь в некотором смысле кудесник - ибо знает хотя бы минимальный набор лечебных заговоров, даже если специализируется, скажем на травах и амулетах. Точно так же любой кудесник в некотором смысле знахарь, поскольку к нему периодически обращаются за спасением от хворей, даже если он специализируется, например, только на бытовых заговорах. В целом эти понятия раделяются по принципу - знахарь лечит разными способами, в том числе и заговорами, кудесник - в основном специализируется на волшбе.

       Заговоры - это своеобразная поэзия, отображающая поверья, представления о мире и быт наших предков. Всякая заговорная формула с полной композицией имеет чёткую структуру из пяти частей:
       - молитвенное вступление (обращение к силам, к которым обращается заклинатель и перечисление совершаемых им действий);
       - зачин (символ ухода в магическое пространство и обозначение цели заговора);
       - эпическая часть (содержит символическиий образ желаемого действия);
       - лирическая часть (отражает взаимодействие с богами и стихиями, влияющими на жизнь человека)
       - закрепка ("замыкание" формулы, подтверждение, произносимое для усиления действия).
    Такая композиция заговора позволяет сплести крепкое, эффективное заклинание, с поправкой на возможные ошибки и с закрепляющим словом.

       Рассмотрим прдробнее на примере лечебного заговора от зубной боли:
    Заря-зарница, красна девица, полуношница, в поле заяц, в море камень, на дне лимарь. Покрой ты, зарница, мои зубы скорбны своею фатою от проклятого лимря; за твои покровом уцелеют мои зубы. Враг лимарь, откочнись от меня; а если ты будешь грызть мои белые зубы, сокрою тебя в бездны преисподния. Слово моё крепко!

    Здесь:
    Молитвенное вступление: "Заря-зарница, красна девица, полуношница, в поле заяц, в море камень, на дне лимарь."
    Зачин: "Покрой ты, зарница, мои зубы скорбны своею фатою от проклятого лимря;"
    Эпическая часть: "за твои покровом уцелеют мои зубы. "
    Лирическая часть: "Враг лимарь, откочнись от меня; а если ты будешь грызть мои белые зубы, сокрою тебя в бездны преисподния."
    Закрепка:"Слово моё крепко!"
    Следовательно, этот заговор с полной композицией. Однако далеко не все заговоры имеют в своём составе все пять структурных частей. Для наглядности рассмотрим и заговор с неполной композицией:

    “Заря-зореница, красная девица, возьми глаза красны, а дай мне глаза ясны”.

    Данный заговор от глазных болезней состоит всего из двух частей: молитвенного вступления ("Заря-зореница, красная девица") и эпической части ("возьми глаза красны, а дай мне глаза ясны").

       Теперь, когда мы разобрались с тем, что представляют из себя заговоры и рассмотрели каковы их исторические и структурные особенности, перейдём непосредственно к наиболее интересующим нас заговорам: лечебным. Именно им будет посвящен следующий параграф данной главы.




    «Слово лечит»
    Народная мудрость.


    §2. Лечебные заговоры.
       аговоры очень разнообразны и являются хорошими инструментами при решении таких проблем, как защита дома, привлечение удачи, отвод беды, налаживание взаимоотношений между людьми, и, конечно, лечение различных заболеваний, защита от дурного глаза, порчи и так далее. Лечебные заговоры с древних времен являются одним из основных знахарских методов борьбы с болезнями - редкий ритуал обходился без словесной формулы. И наоборот, произнесение лечебных заговоров сопровождалось различными действами: уничтожением неких предметов-символов болезни, массажем, элементами гипноза, действиями с огнем, водой, различными предметами - к примеру, больному давали пить «наговоренную» воду или другие снадобья, и тому подобное. Впрочем, самые древние заговоры были лишь короткими пояснениями магических действий знахаря.

       Важнейший признак любого заговора - это вера в магическую силу слова, что нашло своё отражение в народных названиях, о которых я упоминала в начале первого параграфа: примолвление, осторожка, слово и так далее. В магическую силу слов на Руси верили и широко применяли простые бытовые и, конечно, лечебные заговоры (от ушиба, пореза, чирья и прочие), которыми владел почти всякий человек. Однако, более сложными заговорами от более серьезных болестей владели лишь кудесники и знахари. Ведь еще А.Н.Афанасьев подчеркивал, что заговоры "непригодны для забавы и вмещают в себе страшную силу, которую не следует пытать без крайней нужды; иначе наживешь беду".

       Заговоры от болезней занимают особое место среди прочих народных заклинаний, применяемых в самых различных ситуациях. Разумеется, заговоры использовались не во всех случаях - бывают ведь и такие ситуации, в которых довольно бессмысленно уповать на силу слова. Большинство заговоров направлены на то, чтобы облегчить состояние больного, и далеко не всякий — на избавление от недугов. По сути "от болезней" - заговоры профилактические, "при болезнях" - лечебные. Однако, обычно их не разделяют и все именуют лечебными. Они весьма разнообразны по своему предназначению - есть заговоры от любой боли и недомогания и конкретные: от зубной боли, от болести в горле, от боли в суставах, в спине, в ушах, в сердце. Также есть заговоры от конкретных болезней и недугов: от ангины, от кашля, от сыпи, от нарывов, от хромоты, от безумия, заговоры, используемые при астме и при лихорадке и многие другие. Далее следует отметить заговоры от последствий различных воздействий - от пореза, от ушиба, от ожога, от укуса змеи, от бешеной собаки, от испуга и прочие. Также лечебные заговоры можно различать по способу избавления от болезни:

  • отгон или изгнание - заклинатель выгоняет болезнь прочь из деревни (в лес, в реку, в землю, на траву, туда, где никто не ходит.). Пример: "Иди, худое, За лихие болота, За гнилую колоду, Где быки не ревут, Петухи не поют." (заговор от болезни);


  • отсылка или передача болезни - болезнь передается другому человеку, животному, растению, предмету. Пример: "Осина, осина, возьми мою трясину, дай мне леготу!" (заговор от лихорадки);


  • формула счета или перечисления - избавление от болезни этим способом осуществляется через счёт от 1 до 9 (либо в обратном порядке), либо перечисление. Пример: Пресвятая мати-Богородица, опаши, обмаши 12 родимцев, 12 трясцев, трясучий, тягучий, протягучий, запазушной, заушной, глазной, шатучей, подпазушной, зубной и зубного коренья. (заговор от родимца);


  • угроза - заклинатель угрожает болезни. Пример:"Враг лимарь, откочнись от меня; а если ты будешь грызть мои белые зубы, сокрою тебя в бездны преисподния" (заговор от зубной боли);


  • просьба забрать болезнь - заклинатель просит забрать болезнь и дать здоровую часть тела. Пpимер: Дёготь, дёготь, возьми от меня куриную слепоту, а дай светлых глазушек. (заговор от "куриной слепоты");


  • задабривание - заговор, содержащий мотив задабривания. Пример: "Ячмень, ячмень на тебе кукиш, чего хочешь, того купишь, купи себе топорок, руби себе поперек" (заговор от ячменя).


  •     Очевидно, что нет никакой необходимости приводить и рассматривать большое количество текстов лечебных заговоров в данном дипломе. Количество и разнообразие даже только лечебных заговоров не поддаётся перечислению - в течение веков некоторые из них были забыты, но возникли другие, обретя популярность, а третьи видоизменялись (например, вариаций одного заговора может быть несколько). Здесь следует подчеркнуть, что с приходом на Русь христианства многие древнеславянские заговоры были христианизированны, несмотря на осуждение церковью кудесничества, по природе своей противоречащего христианскому мировоззрению.

       Тем не менее, действительно в славянском фольклоре во многих текстах заговоров встречаются христианские персонажи и терминология, а многие церковнослужители тайно прибегали к помощи заговоров, не говоря уж о рядовых христианах. Большинство заговоров, в текстах которых встречаются христианские персонажи, - либо христианизированные древнеславянские, либо и вовсе "продукты" православной культуры, не несущие в себе практически никаких элементов мифологического мышления. В связи с этим возникает вполне логичный вопрос: как отличить традиционный заговор от более позднего? Несомненно, для этого нужно знать основные принципы построения традиционных заговоров. Один из таких принципов состоит в том, многие традиционные заговоры основываются на «Законе подобия», суть которого такова: в нашем мире всё имеет свой подобие (например, земной мир - «отражение» мира Небесного). Таким образом, все заговоры, в основе строения которых лежит этот закон и в тексте содержатся строки сравнительно-сопоставительного характера, могут считаться традиционными даже в случае, если в них используется внешняя христианская терминология. Рассмотрим пример такого заговора:

    Боль, всякая боль, уменьшайся,
    как месяц под ущерб;
    Засыхай, как камыш в болоте;
    истлевай, как старый мертвец.
    Аминь. (9 раз)
    Всевышний Боже, помоги Ты Сам!
    Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
    Аминь.

       В этом заговоре отчётливо видно, что заговорная формула "боль уменьшайся, как месяц под ущерб; Засыхай, как камыш в болоте; истлевай, как старый мертвец." основана именно на мифологическом законе подобия. Здесь боль уподобляется месяцу, идущему на убыль, засыхающему камышу, истлевающему мертвецу - то есть "уменьшению, засыхаю, истлеванию". Таким образом, основу данного заговора с полным основанием можно признать древней, а сам заговор - традиционным.

       Гораздо проще с заговорами, в которых наряду с фундаментальными мифологическими представлениями присутствуют ещё и конкретные образы. Пример подобного заговора:

    На море на окиане, на острове Буяне стоит церковь;
    в этой церкви сидит Мать Пресвятая Богородица и
    Преподобный Антипий, зубной исцелитель.
    Он просит и молит угодников Божиих о рабе Божием (имя)

       Несмотря на обилие здесь христианских образов, основа этого заговора - традиционная. На это указывают такой древний мифологический образ, как "остров Буян". Кстати, следует подчеркнуть, что заговорные тексты - немаловажный источник информации о мифологии славян.

       Затрагивая вопросы структуры и особенностей построения заговоров, следует отметить, что в некоторых заговорах важна пространственная ориентация. А именно лечебные и обережные заговоры, а также заговоры на снятие порчи, как правило, произносятся лицом на восток, но при этом обратясь к больному. Причём в текстах многих заговоров содержится прямое указание на это: например, Встану я, раб Божий (имя), благословясь, пойду перекрестясь, из двери во дверь, из ворот в ворота, под восточную сторону.

       По древним преданиям, ни одно слово не должно быть выкинуто из заговора или прибавлено к нему; ибо каждое слово имеет своё магическое значение. А если заклинатель какое-то слово отчего-то пропустит или скажет лишнее слово, то заговор не подействует. Поэтому считалось, что у кудесника непременно должны быть все зубы целы, в противном случае он терял способности к заговариванию. Кроме этого, у него должно быть крепкое здоровье, нравственная жизнь, воздержание от алкоголя и других излишеств.

       Также следует заметить, что в работе знахаря и кудесника немаловажное значение играл...порог! На Руси издревле существует множество поверий и примет, связанных с порогом: "Не советуют здороваться, вставать, подавать какие-либо предметы через порог; дарить через порог." - к несчастью. По другому поверью, нельзя спать ногами к порогу - мол "вперед ногами вынесут" (то есть к смерти), а также садиться и стоять на пороге - к болезни. У славян порог символизировал границу между мирами живых и мертвых, место, где обитают души умерших, о чём свидетельствует следующий факт: "До XIX века на Украине сохранялся обычай закапывать у порога умерших некрещеными младенцев". А непосредственно в заговорной магии порог и пространство, находящееся за его пределами, представляется как жилище болезней. Именно поэтому знахари запрещают переносить через порог заговоренную воду - считается, что, если сделать это, лечебная вода потеряет свою чудодейственную силу.

        И, наконец, последний вопрос, на котором следует остановиться в данном разделе. В каких условиях следует произносить лечебные заговоры? На этот счёт у кудесников есть свои традиции и правила, согласно которым заговоры лучше произносить
  • утром перед восходом солнца,
  • вечером перед заходом солнца,
  • в полночь,
  • когда на небе месяц (молодой, на убыль, ущербный или полнолуние, зависит от содержания заговора),
  • когда на небе зажигаются звезды.

  • Насчёт места действия (где следует произносить заговоры) вариаций может быть великое множество: дом, баня, двор, улица, ручей, лес, место под деревом, кустом, поле, перекресток и так далее, и тому подобное. Также были правила по поведению для заговариваемого: например, больной после совершения обряда должен был возвращаться домой молча, стараясь никого не встретить, а в случае, если встретит кого, то ни в коем случае не разговаривать с ним; если он идет не один, то за ним должны идти след в след, чтобы изгнанная болезнь не нашла обратной дороги; дойдя до дому, немедля войти в него.

       В заключение следует сделать вывод, что лечебные заговоры - неотъемлемая часть знахарства и народной медицины. Их многообразие и разноплановость свидетельствуют о богатой истории заговорных традиций и широком общенародном применении. Заговоры использовались при борьбе с болезнями с древних времен и сохранили свою популярность по сей день: традиция заговаривать "больные места" самостоятельно или у народных целителей соблюдается по сей день.


    Глава 2. Итоги

       В данной главе был рассмотрен один из главных знахарских методов борьбы с болезнями - заговоры. Была довольно подробно рассмотрена история заговорных традиций и их исследований, а также структурные особенности заговорных текстов с наглядным разбором конкретных заговоров. Кроме того, были освещены традиции, связанные с лечебными заговорами и их особенности. Из всего вышесказанного следует выделить следующие тезисы:
      1. Заговор - это определённая словесная формула c магическим значением, произносимая с целью какого-либо воздействия на окружающий мир или живых существ для достижения определенного результата.
      2. Кудесничество в суеверных народных представлениях - это общение с добрыми и злыми духами с целью исполнения желаемого.
      3. Заговоры главным образом функционируют в устной форме, но иногда могут фиксироваться и письменно. Источниками многих заговорных текстов, дошедших до наших дней, являются рукописные сборники заговоров и многочисленные судебные дела о кудесничестве и чернокнижии.
      4. Образы, встречающиеся в заговорах образы делятся на два типа:
        - персонажи, избавляющие от бед, болезней и зла, которые встречаются в, так называемых, белых заговорах (то есть полезных заговорах);
        - образы, причиняющие зло, - они используются в, так называемы, "черных" заговорах (то есть злокозненных заговорах, приносящих вред).
      5. "Белые" заговоры делятся по своей цели на лечебные; хозяйственные; любовные; промысловые и ситуативные заговоры.
      6. Заклинателями, произносящими заговоры, выступают знахари (знахарки) и кудесники (кудесницы). Заклинатель всю свою силу сосредотачивает на желании, на том, чего он хочет достичь, как бы становится воплощением воли.
      7. Кудеснические заговоры - это своеобразная поэзия, отображающая поверья, представления о мире и быт наших предков. Заговорная формула с полной композицией имеет чёткую структуру из пяти частей: молитвенное вступление; зачин; эпическая часть; лирическая часть и закрепка.
      8. Лечебные заговоры различют по способу избавления от болезни: отгон или изгнание; отсылка или передача болезни; формула счета или перечисления; угроза; просьба забрать болезнь; задабривание.
      9. В славянском фольклоре во многих текстах заговоров встречаются христианские персонажи и терминология. Большинство таких заговоров - либо христианизированные древнеславянские, либо и вовсе "продукты" православной культуры, не несущие в себе практически никаких элементов мифологического мышления.
      10. Все заговоры, построенные на законе подобия и содержащие в своем тексте строки сравнительно-сопоставительного характера, могут считаться традиционными даже в случае, если в них используется внешняя христианская терминология.
      11. Ни одно слово не должно быть выкинуто из заговора или прибавлено к нему; ибо каждое слово имеет своё магическое значение, а если заклинатель какое-то слово отчего-то пропустит или скажет лишнее слово, то заговор не подействует.


    Далее



       




    Используются технологии uCoz